А. Клейн


    Битва за Тибет, или Хэшан и Камалашила
        (из цикла "Беседы о Бодхисаттвской правде")


Выдающееся литературное произведение буддизма на русском языке. Роман в письмах.








 

Посвящается мастеру дзен Ольсону



   

Предисловие

Как же мне заставить тебя, читатель, прочитать эту книгу?
Длинный текст пугает тебя.

Скажу две вещи:
Первое. Не спеши. Спешить некуда. Осознай это. Я долго думал так: "Жизнь такая короткая, что нужно спешить".
А год назад я понял: "Жизнь такая короткая, что можно не спешить никуда".

Спешить тебе, на самом деле, некуда. Если ты это осознаешь, то то, что останется у тебя подталкивающее к спешке, - это обезьяньи или тараканьи инстинкты. А с ними справиться легко.

И второе - не бойся длинных текстов. Твой страх перед ними корениться - теперь ты это знаешь - всего лишь в чертовых инстинктах.

Не бойся бесполезно потерять время. Ты и так делаешь это всю свою жизнь. Не так ли? И убеждаешь себя постоянно, что это не так, пристально глядя на "круги, ими образуемые". Это я цитирую Козьму Пруткова. "При бросании камней в воду - смотри на круги, ими образуемые. Иначе это бросание будет пустою забавою". Я знаю - ты всю свою жизнь пристально выполняешь завет Козьмы Пруткова. Остановись!

 

 

 

 

   

к Предисловию

Я вовсе не скрываю, что смотрю с отвращением... на напыщенную претенциозность целых томов, наполненных такими воззрениями, какие в ходу в настоящее время. При этом я убежден, что... модные методы (метафизики) должны до бесконечности умножать заблуждения и ошибки и что полное искоренение всех этих воображаемых знаний не может быть в такой ж степени вредными, как сама эта мнимая наука с ее столь отвратительной плодовитостью.

Кант

 

 

 




Волна 1
#1
#2
#3
#4
#5
#6
#7
#8
#9
#10
 
Волна 2
#1
#2
#3
#4
#5
#6
#7
#8
 
Волна 3
#1
#2
#3
Эпилог
Не смотря на то, что главы от #9 Волны1 и далее пока еще не активированы, -   попасть на них можно. Но не отсюда, а последовательно, из конца предыдущих глав. Кл.

 

 

 

 

 

Волна 1.

Что должен делать добрый муж или добрая женщина, чтобы получить аннатурья-самьяк-самбодхи (просветление)?

 

 

 

 

#1.

Уважаемый Александр,

Получил Вашу газету, спасибо.

Впечатление двоякое - с одной стороны достаточно смешно, а с другой стороны, весь ее тон носит какой-то негативный оттенок... Название издевательское... Это, наверное, хорошо для каких-нибудь тусовок, но мало подходит для людей, серьезно во что-то верящих. Сам я - буддист, и во мне слово "Бодхисаттва" будит почтение, ну или, по меньшей мере, - глубокое уважение, которое плохо соотносится с Вашей газетой.

Удачи Вам...

...................

#2.

Уважаемый Serge.

Спасибо за ответ и, фактически, рецензию. Вы пишите:

* весь ее тон носит какой-то негативный оттенок... Название издевательское...

Вам, наверняка, знакомы такие имена, как Хуай-нэн и Линь-цзы и Вы знаете кем они были и, тем не менее, кАк выражали свои мысли, особенно последний.

В названии же нет издевки.

* Это, наверное, хорошо для каких-нибудь тусовок, но мало подходит для людей, серьезно во что-то верящих.

Неделю назад я был на ритрите, который проводили Учителя Дхармы - линия дзен Тик Нат Хана. То чуть-чуть, что им было переведено из "Бодхисаттвской правды", вызвало их положительную реакцию. Там же один достойный человек сказал мне: "Я сам думал о каких-то подобных (видимо, живых, подвижных, неакадемичных) способах распространения Дхармы".

* Сам я буддист, и во мне слово Бодхисаттва будит почтение, ну или, по меньшей мере, глубокое уважение, которое плохо соотносится с Вашей газетой.

Я не являюсь буддистом.

Слово "Бодхисаттва" действительно наполнено вызывающим уважение и почтение смыслом. И прежде всего потому, что Путь Бодхисаттвы - это поток живой и радостной энергии. Путь Бодхисаттвы не исчерпывается смиренным выполнением ритуалов. Глубокое почтение к миру и к каждому его (мира) элементу в отдельности сочетается в нем (в Бодхисаттве) с искренним хохотом по поводу всего этого. Нет Бодхисаттвы, нет Я, нет ничего (шунья!), нет никаких предметов и, тем более, слов, вызывающих почтение.

Удачи.

Александр Клейн.

...................

#3.

Александру.

Приветствую!

* Спасибо за ответ и, фактически, рецензию.

Честно говоря, я не пытался рецензировать... Просто высказал свое мнение.

* Вам, наверняка, знакомы такие имена, как Хуай-нэн и Линь-цзы и Вы знаете кем они были и, тем не менее, как выражали свои мысли, особенно последний. В названии же нет издевки.

В общем-то, я предполагал, что вы имеете представление о японо-китайских традициях...

* Слово "Бодхисаттва" действительно наполнено вызывающим уважение и почтение смыслом. И прежде всего потому, что Путь Бодхисаттвы - это поток живой и радостной энергии. Путь Бодхисаттвы не исчерпывается смиренным выполнением ритуалов. Глубокое почтение к миру и к каждому его (мира) элементу в отдельности сочетается в нем (в Бодхисаттве) с искренним хохотом по поводу всего этого. Нет Бодхисаттвы, нет Я, нет ничего (шунья!), нет никаких предметов и, тем более, слов, вызывающих почтение.

Сам я отношусь к тибето-монгольской традиции Буддизма, поэтому см. дальше.

Между тибетской и китайскими традициями существует огромная разница, я бы даже назвал ее расколом, который восходит к 7-му веку, когда в Тибете только зарождался Буддизм, туда были приглашены 2 Учителя - индус Камалашила и китаец Хэшан. Камалашила в диспуте победил Хэшана, и в результате, в Тибете воцарилась традиция индийская, восходящая к Нагарджуне, Асанге, Васубандху и др. Тибетская традиция имеет структурированное учение, основанное на методичном изучении Сутр Праджняпарамиты, Тантр, Абхидхармы и Винаи.

К сожалению, в китайских традициях это не так. Например: дзэн учит о "внезапном просветлении". Если открыть сутру (по-моему, Чатумскую, точно не помню), там написано, что, следуя пути сутр, просветления можно достичь за 3 кальпы (!), да и то - в чистой земле, которая называется Акаништха, - о каком внезапном просветлении может идти речь?

Есть еще очень много серьезных проблем, которые очень часто возникают именно в Европе. Нео-адепты, услышав высказывания типа "Увидишь Будду - Убей Будду" или прочитав в книге, что какой-то мастер в ответ на вопрос "что такое Будда?" ответил: "палочка для подтирки задницы", - начинают считать, что это и есть дхарма... А то, что Будда в сутре "Поворота колеса Учения" сказал, что одним из тяжелейших действий является оскорбление архата /будды/ бодхисаттвы?

А еще, меня поражает Ваш взгляд на пустоту (который сформировался у Вас благодаря недостаточно полному пониманию или недостаточно авторитетными источниками или некачественным переводом): Ваши слова: "Нет Бодхисаттвы, нет Я, нет ничего (шунья!), нет никаких предметов и, тем более, слов, вызывающих почтение." - чистый нигилизм! Никогда Будда не говорил такого! Он говорил о "Пустоте от самобытия"! Т.е. он говорил, что никакие вещи сами по себе не существуют, а существуют лишь в силу причин и условий или _взаимозависимо_!

Кстати, по поводу хохота. Одним из основных источников Махаяны является Абхисамая-аламкара, которую Будда Майтрея передал Асанге. Насколько я знаю, в дзэновской традиции эта книга присутствует. Так вот, после 4-й (а может быть 8-й? не помню...) ступени Бодхисаттвы, Бодхисаттва откидывает такие вещи, как смех, стоны плачь и т.д.

Я бы рекомендовал Вам, если Вы пытаетесь рассуждать на Буддийско-философские темы, сначала ознакомится с первоисточниками, разобраться в логике и философии, а только потом начинать заниматься подобного рода деятельностью...

Извините за тон письма, может быть, он достаточно резок, но мне приходится вести подобного рода разговоры уж слишком часто. У нас очень часто появляются люди, у которых - подобное неверное воззрение на пустоту (т.е. они прибывают в крайности нигилистического воззрения), и после этого строят совершенно немыслимые логические ходы, как например, "если нет меня, если нет тебя, то если я тебя убью, ничего не произойдет, т.к. я убил ничто"... Ну сами посудите, с точки зрения банальной логики и слов, проповеданных Буддой, - разве это может быть так?

Самое главное в Учении - это Прибежище, которое буддист принимает в Будде, Дхарме и Сангхе. Оскорбление, издевательство или просто непочтительное отношение к этим Трем (Бодхисаттвы относятся к Сангхе) приводит к самым плачевным результатам... А неверное ведение подводимых, приводит к еще более плачевным результатам, т.к. в данном случае страдает не только ведущий, но и подводимый.

Сейчас Вы выступаете в роли ведущего. Подумайте сами, что подумает простой обыватель, прочитав Вашу газету? Он решит, что в буддизме принято оскорблять и высмеивать учителей, само учение и т.д. Неужели Вы думаете, что это приведет к положительному результату для Учения, которое и так находится в состоянии упадка?

PS Извините, если погорячился, но быть буддистом предполагает говорить правду...

PPS Я бы не хотел, чтобы данное письмо получало какую-либо огласку.

Желаю Вам удачи.

...................

#4.

Привет, Serge!

Вы пишите:

* Честно говоря, я не пытался рецензировать... Просто высказал свое мнение.

А что такое, по Вашему, рецензия, если это не мнение?

* В общем-то, я предполагал, что вы имеете представление о японо-китайских традициях...

Дело обстоит еще хуже.

* Сам я отношусь к тибето-монгольской традиции Буддизма, поэтому см. дальше. Между тибетской и китайскими традициями существует огромная разница, я бы даже назвал ее расколом, который восходит к 7-му веку, когда в Тибете только зарождался Буддизм, туда были приглашены 2 Учителя - индус Камалашила и китаец Хэшан. Камалашила в диспуте победил Хэшана, и в результате, в Тибете воцарилась традиция индийская, восходящая к Нагарджуне, Асанге, Васубандху и др. Тибетская традиция имеет структурированное учение, основанное на методичном изучении Сутр Праджняпарамиты, Тантр, Абхидхармы и Винаи.

Первое. Это историческая справка. Она мне, в общем-то, не нужна.

Второе. Суть (не содержание - а СУТЬ диспута, не значение - а СУТЬ) победы Камалашилы, насколько я понимаю, Вам абсолютно не ясна.

Поговорим об этом позже.

* К сожалению, в китайских традициях это не так. Например: дзэн учит о "внезапном просветлении". Если открыть сутру (по-моему, Чатумскую, точно не помню), там написано, что следуя пути сутр просветления можно достичь за 3 кальпы (!), да и то в чистой земле, которая называется Акаништха, - о каком внезапном просветлении может идти речь?

Когда говорится о "внезапности" просветления в противовес "постепенности" Вам кажется, что спор идет по поводу технологий. Это не так. Стали бы дзенские (чаньские) патриархи раскалывать школу на Северную и Южную, если бы речь шла о такой мелочи как технологии. Они могли идти на такое лишь по принципиальным вопросам. Лишь имея расхождения по поводу фундаментального принципа. В чем суть (не содержание, а СУТЬ) этого расхождения? Это вопрос к Вам.

* А еще, меня поражает Ваш взгляд на пустоту (который сформировался у Вас благодаря недостаточно полному пониманию или недостаточно авторитетными источниками или некачественным переводом): Ваши слова: "Нет Бодхисаттвы, нет Я, нет ничего (шунья!), нет никаких предметов и, тем более, слов, вызывающих почтение." - чистый нигилизм! Никогда Будда не говорил такого!

Во-первых, - это говорю я, а не Будда.

Во-вторых. Вы вырвали эти слова из контекста. Напомню, что впереди я писал о величайшем почтении к миру, которым обязательно обладает каждый продвинувшийся на Пути (точный текст у Вас в компъютере - прочтите - да, пожалуйста, прочтите - еще раз). А как сочетается одно с другим и почему все, что я написал в том абзаце, совершенная (истинная) правда и совершенная (великолепная) шутка, европейским умом не понять - это я не ругаюсь, это я указываю на препятствие.

* Кстати, по поводу хохота. Одним из основных источников Махаяны является Абхисамая-аламкара, которую Будда Майтрея передал Асанге. Насколько я знаю, в дзэновской традиции эта книга присутствует. Так вот, после 4-й (а может быть 8-й? не помню...) ступени Бодхисаттвы, Бодхисаттва откидывает такие вещи, как смех, стоны плачь и т.д.

Эту книгу писал не бодхисаттва, а тот, кто, в лучшем случае, слушал речь бодхисаттвы, то есть услышал сколь угодно большой, но, все-таки, отрывок Учения. И понял по-своему, в соответствии со своим типом мышления. Да-да, типом. Знаете ли Вы, что у бодхисаттв - другой тип мышления?

Бодхисаттва ни на какой новой ступени не теряет ничего, кроме порции неведения. Бодхисаттва продолжает смеяться, но его смех - это совсем не тот смех, которым смеетесь Вы. Неужели Вы думаете, что движение к совершенству сопровождается утратой возможностей? Или, другими словами, нарастанием несовершенства?

* Я бы рекомендовал Вам, если Вы пытаетесь рассуждать на Буддийско-философские темы, сначала ознакомится с первоисточниками, разобраться в логике и философии, а только потом начинать заниматься подобного рода деятельностью...

Ваша рекомендация неверна. Если Вы и другим даете такие рекомендации, то Вы их губите, потому что в лучшем случае, подчеркиваю, в лучшем, Вы сделаете из них начитанных и, как следствие, еще более уверенно заблуждающихся западных идиотов. (см. на эту тему добавочно ниже)

* Извините за тон письма, может быть, он достаточно резок,

Ну, немножко резковато, да. Но я и в самом деле не думаю обижаться.

* мне приходится вести подобного рода разговоры уж слишком часто. У нас очень часто появляются люди, у которых подобное неверное воззрение на пустоту (т.е. они прибывают в крайности нигилистического воззрения), и после этого строят совершенно немыслимые логические ходы, как например, "если нет меня, если нет тебя, то если я тебя убью, ничего не произойдет, т.к. я убил ничто"...

Разумеется, они не правы. Разумеется, таких людей было много во все времена, более того - они всегда составляли большинство. Позвольте обратить Ваше внимание на мудрость русской пословицы. Привожу ее полный текст: "Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так".

И второе: "Когда два человека делают одно и то же - это совсем не значит, что они делают одно и то же" (это сказал, по-моему, Игнатий Лайола, основатель монашеского Ордена иезуитов (Для справки: Орден - это сообщество, имеющее свой Устав, порядки, ритуалы, идеологию, цели. От слова "ордер" - порядок. Оrdnung - порядок (по-немецки), ordine del giorno - распорядок дня (итал.). "Иезуиты" - от слова "Иисус", "преданные Иисусу". То, что называется орденом сейчас ("Орден славы", "Орден трудового Красного знамени"), раньше (до Советской власти) называлось - Знак ордена) - это я по поводу людей, с которыми Вам приходится вести беседы и нашего с Вами разговора.

И третье. - Не ведите подобные разговоры. И даже не потому, что они не приносят пользы. А дело в том, что когда Вы их ведете - Вы не правы: ни по форме ни по содержанию. Если Вы воздержитесь от них хотя бы месяц - Вы почувствуете мою правоту.

* Самое главное в Учении - это Прибежище,

Нет. Это не так. Это происходит только тогда, когда Учение (Дхарма) превращается в религию (культ), т.е. когда Учение принижается (вульгаризируется), адаптируется, упрощается. Умниками это делается потому, что "дураками если что понято, то не так" и, следовательно, надежды на их понимание нет никакой, и поэтому держать их (дураков) на хоть каком-то подобии Пути можно лишь ритуалами, обрядами, культом, т.е. религией.

Это, кстати, наиболее полно выражено и осуществлено именно в Вашей монголо-тибетско-бурятской колеснице. Которая, кстати, и появилась-то после всех, т.е. когда дух попригас, технологий управления стадом с помощью именно этой упряжки поднакопилось, а в системе наверх вылезли - это неизбежно! - прагматики.

Но вернемся. Дураками же это делается искренне, в соответствии с их простовато-хитроватыми потребностями.

Самое главное в Учении - это Свобода, она же - Освобождение, она же - Просветление, она же - Спасение.

Кстати, спасение не от наказания по приговору на Страшном суде, как понятие "спасения" трактуется в христианстве. А спасение от чего? В чем великий смысл Спасения? Это вопрос к Вам.

* которое буддист принимает в Будде, Дхарме и Сангхе. Оскорбление, издевательство или просто непочтительное отношение к этим Трем (Бодхисаттвы относятся к Сангхе) приводит к самым плачевным результатам...

Не приходило ли Вам в голову, что почти всё приводит к плачевным результатам? Даже искренние благие намерения.

А что приводит к неплачевным результатам? Это вопрос к Вам.

* А неверное ведение подводимых, приводит к еще более плачевным результатам, т.к. в данном случае страдает не только ведущий, но и подводимый.

Сказано верно. Но верно ли Вы это понимаете?

* Сейчас Вы выступаете в роли ведущего. Подумайте сами, что подумает простой обыватель, прочитав Вашу газету? Он решит, что в буддизме принято оскорблять и высмеивать учителей, само учение и т.д.

Первое. В газете нет слов "буддизм", "Учителя", "Учение" и т.д.

Кроме слова "Бодхисаттвская", которое 99%, понимаешь, россиян, не понимает (а благодаря газете - услышит и, может быть, постарается понять значение этого слова) и слова "дзен", которое обозначает, все-таки, не буддизм, - в газете нет ничего на буддистскую тему.

И второе. Если Вы, тем не менее, газету воспринимаете, как разговор о том , что "принято в буддизме" (пусть даже неправильный, на Ваш взгляд, разговор) - значит, цель достигнута. Значит, Дхарма распространяется эффективно. Значит, правда наша - бодхисаттвская.

если Вы захотите ознакомиться с газетой "Бодхисаттвская правда" - она Вам будет выслана бесплатно. Для этого сообщите свои почтовые реквизиты. (газета "Бодхисаттвская правда":16 страниц формата А3)

* Неужели Вы думаете, что это приведет к положительному результату для Учения, которое и так находится в состоянии упадка?

Для Учения наличие этой газеты приведет, безусловно, к положительному результату. Маленькому, мельчайшему, может быть, даже, микроскопическому, но положительному.

А о состоянии упадка... - может быть, состояние упадка потому, что - цитирую! - "А неверное ведение подводимых, приводит к плачевным результатам"?

* PS Извините, если погорячился, но быть буддистом предполагает говорить правду...

Ничего страшного. Кстати, правду можно говорить по-разному, например, не горячась.

* PPS Я бы не хотел, чтобы данное письмо получало какую-либо огласку.

О'К. Разумеется, это частная переписка и публиковаться в инет без Вашего согласия она не будет.

Удачи.

Александр Клейн.

PS: Свое письмо цитировать, обсуждать и публиковать разрешаю.

Кл.

...................

 

на следующую страницу

на главную страницу